Клуб увлеченных людей

Вы здесь

“Хочу на ручки!” или долгая дорога домой

Сколько раз, увлеченные неутомимостью маленького пешехода вы забирались на дальние детские площадки, проходили несколько остановок до озера с утками, убегали, куда глаза глядят? Но стоило лишь напомнить ребенку о возвращении, как он останавливался и жалостливо просит “я устал, понеси меня”.
Прежде всего, свыкнетесь с мыслью, что первые годы (до 2-3 лет) ребенка придется регулярно носить на руках. Так же не стоит применять какие-то хитрости, если, например, папе в радость идти с малышом на плечах, или вы стоите на остановке троллейбуса, следующего до вашего дома.
Очень важно понять причину усталости малыша. Возможно, вы слишком резко увеличили пешеходную дистанцию, и ребенок действительно обессилел. Или прогулка затянулась до времени обеда и сна. Или карапузу жарко в курточке и неудобны новые ботинки. Тут нужно смириться – требование малыша обосновано.
В большинстве же случаев усталость ребенка не физическая. Ему надоедает монотонность известной дороги, движение в заданном направлении. Если потом, дома, карапуз прыгает и бегает по квартире, пока обессилевшая от перетаскивания живых 20 килограмм мама пластом лежит на диване, значит, в следующий раз не стоит так легко подаваться на уговоры.
Итак, если маленькому хитрецу надоело семенить за вами, он ноет “хочу на ручки” или просто останавливается и сообщает “я устал”, попробуйте одно из следующих средств:

  1. Предложите малышу донести его до столба (угла, красной машины, конца дома). При этом попробуйте нести ребенка так, чтобы ему было не слишком удобно – пусть он сам держит вас за шею и чувствует, что вот-вот выскользнет.
  2. Предложите не идти, а бежать (просто так или наперегонки). Или убегайте от малыша и пусть он вас ловит.
  3. Скажите ребенку, что нести вы его не можете, но можете подталкивать сзади, чтобы ему было легче идти.
  4. Попросите малыша уцепиться за палку или веревку, которую вы будете тянуть за другой конец. Пусть ребенок носит в кармане курточки веревочку для игры в “буксир” и, устав, вспоминает о ней (а не об удобных маминых руках).
  5. Поиграйте в поезд и вагончик. Пусть малыш возьмет вас за руку или пояс куртки, а вы, под громкие “чух-чух, ту-туу”, устремитесь домой. Не забывайте останавливаться и объявлять названия станций. Предложите и ребенку побыть поездом.
  6. С помощью второго взрослого вы можете поиграть в гигантские прыжки. Для этого ребенка держат за две руки и синхронно поднимают, например, перенося над лужами. Но следует предупредить – детям этот способ так нравится, что вскоре они сами начинают виснуть на руках, что не слишком облегчает жизнь взрослых.
  7. В удаленной от проезжей части местности поиграйте в “Видишь? Беги!”. Заметьте неподалеку (по пути вашего следования) некоторый предмет, например, скамейку (лужу, березу, столб, киоск). Скажите малышу: “Видишь скамейку? Беги к ней”. С ребенком постарше отыскивайте и называйте предметы по очереди, и потом бегите к ним наперегонки.
  8. Малыш остановился и отказывается идти дальше? Скажите ему: “Я знаю, почему ты остановился. Ты машина. И у тебя закончился бензин. Но у меня есть запасная канистра с бензином, сейчас я тебя заправлю и ты поедешь дальше.” Можно заправлять машину из воображаемой канистры, но будет лучше, если вы предложите для заправки припасенный пакетик с соком.
  9. Предложите ребенку добираться до дому интересным способом. Спросите, сможет ли он передвигаться спиной вперед, с закрытыми глазами, прыгая на одной ножке. Скачите как зайцы или лошадки. Предложите идти по бордюру.
  10. Если поблизости есть скамейка, предложите ребенку сесть и сообщить вам, когда он отдохнет. Обычно отдых не занимает более 1-2 минут.
  11. Увлеките малыша интересной сказкой-игрой. Попросите представить, что вы путешественники, или охотники, или герои любимой сказки. Важно лишь начать рассказывать, а потом ребенок и сам вам сообщит, что плиточная тропинка похожа на дорогу из желтого кирпича, а автобус на древнее чудовище.
  12. Придумайте ребенку интересную цель, ради которой стоит поспешить. Предстоящая покупка мороженного, обещание покатать на качелях, разрешение открыть почтовый ящик, напоминание о начинающейся детской телепередаче сделают дорогу домой приятной и очень короткой.
  13. Присядьте на корточки и обнимите малыша. Сядьте и возьмите его на ручки. Быть может этого будет достаточно, чтобы потом бодро продолжить путь.
  14. Покажите малышу, что и путь домой по известным, многократно посещенным местам, это тоже интересно. Предложите проверить, сколько этажей уже построено в новом доме, посмотреть, замерзла ли большая лужа, починили ли качели на площадке.
  15. Наверняка малышу будет интересно пойти домой другим путем, секретным. И когда вам придется залезть в грязь или продираться через кустарник подумайте, быть может, это небольшая жертва за счастье маленького первооткрывателя?
  16. Спросите у ребенка “а ты помнишь, где наш дом?” Возможно, малышу будет интересно поменяться с вами ролями и отвести забывчивую маму домой. А вы сможете проверить память ребенка и его способности ориентироваться на местности.
  17. Отвлечь от просьб взять на руки может и важное поручение – что-то нести, следить за сумкой (чтобы из нее ничего не выпало).
  18. По дороге рассказывайте друг другу стихи, или пойте хором песни.
  19. Поиграйте в словесные игры.
  20. Еще раз задумайтесь, быть может, ребенок устал, ему неспокойно на шумной улице, он соскучился или хочет поделиться чем-то важным? Только вам решать брать его на руки или нет.

Автор: Виктория Базна, детский психолог, педагог, инструктор раннего развития клуба-магазина "Детская ПАРКовка".

Вернуться к списку...